Самый частый запрос на супервизию — незаключение контракта в коучинге
Итак, самый частый вопрос, с которым я работаю как супервизор — это незаключение контракта в коучинге. Нет, это не тогда, когда договор не подписали.
Контракт в коучинге — это договоренность между коучем и клиентом, над чем конкретно мы сегодня работаем. И вот с этим у коучей на любом этапе развития могут быть сложности. И вопрос тут вовсе не в том, чтобы проявить все маркеры компетенций, а в том, что незаключение контракта влияет на проведение сессии в целом и по сути содержит в себе более глубокую проблематику, чем исполнение маркеров.
Я не буду говорить о ситуациях, когда коуч забыл или забил на заключение контракта, хотя это тоже потенциал для того, чтобы поработать в формате супервизии, я буду говорить о ситуациях, когда клиент уходит от заключения контракта теми или иными способами.
Зачем, по сути, контракт нужен коучу? Это твердая почва, на которую можно отступить, если происходящее в сессии становится зыбким. Клиент может много говорить, клиента может уносить во все сферы жизни разом и по отдельности, но если вы договорились, то вы все эти элементы можете связывать между собой, возвращаясь к контракту, то есть к теме работы:
Как то, что ты сейчас говоришь связано с тем, над чем мы работаем сегодня?
или
Ты рассказываешь мне сейчас историю, а как она связана с тем результатом, который ты для себя определил/а на сессию?
Чтобы задать этот вопрос у коуча с клиентом должна быть договоренность, про что же вы все-таки работаете. И нет, здесь не подойдет долгосрочный контракт, который вы заключали месяц назад, потому что у живого человека за этот месяц полжизни могло измениться, а вы все ссылаетесь на то, что было когда-то там.
Основная проблематика чаще всего заключается в том, что вы оба не договариваетесь между собой. И от того, насколько филигранно вы вернете это клиенту зависит, по сути, весь исход происходящего. А исход заключается в том, что он здесь и сейчас достигнет расширения осознавания про свое внутреннее устройство и дальше пойдет это в жизнь как-то применять. Вот это важно.
И вот случается то самое незаключение контракта, клиент уже обо всем с вами поговорил, вы сто раз задали вопрос, что будет в результате сессии, а он не отвечает? Бывало? Точно бывало.
Если вы отвечаете, что нет, не бывало, то поздравляю, вы еще и в белом пальто. Это тоже лечится инструментами супервизии, чтобы с горы спускаться, пальто снимать и работать с людьми по стандартам профессии все же, а не по вашим личным. Вот здесь есть потенциал для простого вопроса:
Я хочу поделиться, что мы сейчас не договариваемся, над чем работаем. Что сейчас между нами происходит?
Ну и добавить к этому: А где еще в жизни происходит нечто похожее?
По сути, так же, как и с фигурой «не знаю» вы переводите внимание именно на саму ситуацию и работаете здесь и сейчас. Что-то именно сейчас между вами происходит и именно с этим нужно разбираться и все же договориться. И поскольку мы говорим про партнерские отношения, то это обоюдная ответственность.
Ответственность и локус контроля
А если вы не видите и не понимаете этого, то вам бы еще и с ответственностью и локусом контроля поработать, что тоже можно сделать в супервизии, чтобы увидеть в параллельном процессе, а он вероятнее всего возникнет, как вы одеяло этой ответственности перетягиваете на себя или полностью отдаете другому.
Потому что везде, где есть два человека и отношения между ними, а в коучинге коуч и клиент строят отношения между собой, которые очень часто будут моделью отношений в жизни, ответственность за отношения распределяется между партнерами. И если вы это не понимаете или, что хуже, не чувствуете, добро пожаловать в супервизионный процесс учиться отношениям, разделению ответственности и другим интересным вещам.