Время чтения: 10 минут
Нет времени читать?
Для своих подписчиков, которым больше нравится меня читать, чем на меня смотреть, делюсь полезным, собранным за длинную карьеру фотографа, на примере именно этой творческой специальности. Рассказываю об этом как на примере безусловно успешных кейсов, так и на примере очевидных допущенных именно мной ошибок, за которые приходилось рассчитываться, правильно, все теми же пресловутыми деньгами. Это первая часть большой статьи на тему как добавить бизнес составляющую в творческую специальность.
На днях я провела прямой эфир, где достаточно подробно рассказала, на чем стоит акцентировать внимание, если Вы вдруг решили заниматься творчеством и творчество при этом должно стать источником устойчивого дохода.
Применимо, на самом деле, к любой специальности и сейчас вы поймете почему:
- всегда договаривайтесь о предварительной встрече с клиентом, да, это Ваше время, но это и область предельной ясности, когда на берегу как Вы сами, так и клиент, можете понять и решить, что Вам не по пути. Если Вы снимаете в нескольких городах и странах, договаривайтесь о скайпе. Предварительная встреча содержит рассказ о себе как о фотографе, Вы должны послушать клиента, вот тут важно – чем клиент занимается и увлекается, для чего нужны фотографии (запишите это себе, чтобы потом не ломать голову на площадке на эту тему), какие фотографии клиент хочет, если вы снимаете и черно-белые фото, и цвет. Чем больше вы подробностей соберете, тем легче вам дастся процесс и тем больше вероятность, что ожидания совпадут с действительностью.
- на встрече у Вас под руками должно быть собранное портфолио. Портфолио – это ваши работы за последний год, ну максимум полтора. Максимум-перемаксимум – это проектные фотографии в рамках одного проекта могут быть показаны сразу пачкой. Если Вы все еще хотите показывать фотографии Вашего авторства семилетней давности, задайте себе вопрос – А что я хочу показать клиенту именно на них? И найдите это в более актуальных фото, 7 лет из песни не выкинешь и Ваш путь уже изменил то, как Вы снимаете, не путайте клиента. И важное: большая часть клиентов не смотрела Ваши работы, они видели Ваши работы у подружки. Как следствие, ожидание, что будет, как у подружки. Потратьте время и покажите портфолио разных работ, спросите, что нравится, какие работы откликаются.
- в начале карьеры можно снимать все, но если за спиной уже есть какой-то путь, поговорите с собой и выберите то, что вам ближе. Этого не нужно бояться, всех денег на свете не заработать, а снимать кирпичи, грузовики, ню, свадьбы и выписку из роддома, может позволить себе только студент, которому очень хочется кушать. Выберите нишу, ройте в ней траншею рогом, отказывайтесь от съемок того, что не снимаете. Почему? Во-первых, это красиво. Во-вторых, честно. Честность и искренность во всех профессиях – ценностная составляющая. И здесь есть очевидный путь к профессионализму, ищите тусовку по интересам – снимайте спортивные мероприятия, набирайте себе портфолио, только определите для себя, сколько это кадров, чтобы не выгореть.
- если портфолио нет или оно очень узкое, НЕ НАДО снимать бесплатно или бесконечно за 1000 рублей. С этой 1000 невозможно перейти ни на 5000, ни на 10000. Это квантовый скачок, который зачастую приводит либо в клинику неврозов, либо обратно на офисную работу, если сильно повезет. Знайте себе цену, определите, сколько съемок Вам нужно сделать, чтобы почувствовать, что портфолио набрано, сделайте промо, в рамках которого Вы не будете обесценивать себя, потому что снимаете за копейки, ограничьте его по времени проведения или по необходимому количеству участников.
- не идите на TFP или бартер, если в этом нет Вашей заинтересованности, а для того, чтобы не испытывать чувство вины перед этим посторонним человеком, подумайте, кто для Вас лично интересен с точки зрения TFP и бартера, не выходите за эти рамки, если нет необходимости именно для Вас. Я попробовала в нужный момент сделать этот анализ, отказала и почувствовала себя счастливым, независимым и свободным человеком.
- моя мантра – я все сдаю вовремя, кто-то может меня обвинить в гиперконтроле, но мне, если честно, все равно. Запишите себе, а если не можете, то сделайте насечку – вы не опаздываете, вы сдаете вовремя фото, вы помните, когда у вас съемка, у вас все забронировано, у вас работает фотоаппарат и командировка любимого – не повод не сдать вовремя фото. За «вовремя» платят деньги, за сданное заранее или по требованию сильно заранее платят большие деньги. За блаженную отбитость платят соответственно. С нынешней Вашей точки с таким подходом Вы не сдвинетесь, если только кому-то очень светлому не захочется Вас подвигать, но это бывает редко и уповать на внешнее вмешательство я бы не стала.
- заведите себе подробный пост или статью на сайте, где будут расписаны все условия Вашей работы и следуйте этим условиям, не можете им следовать по объективным причинам, переписывайте условия. Эту ссылку необходимо скинуть клиенту в момент предварительной встречи и получить подтверждение, что клиент с условиями согласен.
Замечу, что это база. А что именно для Вас является препятствием, чтобы зарабатывать творчеством?